"Маленький принц"
"Жил-был Маленький принц.
Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень
не хватало друга…" Кто не знает этих магических слов, которые переносят
нас в мир говорящих лисов, капризных роз и большой доброты и тайны.
Сария Малюкова, педагог и дирижёр Магнитогорской государственной консерватории,
давно мечтала поставить со своими ребятами эту сказку. Позади немалый
творческий опыт. 25 лет работы с детьми, время подведения итогов. Магнитогорские
зрители уже видели много музыкальных сказок, поставленных этим коллективом.
"Песенка в лесу", "Друзья в переплёте", "Стойкий оловянный солдатик",
"Сказка дедушки Скрипа". Пришло время и для такого серьёзного эксперимента,
тем более задумывалась уже не сказка - опера. Ведь Антуана де Сент-Экзюпери
ставить и сложно, и ответственно. Рассказывает Сария Малюкова. "Это
добрая и удивительно мудрая сказка. Каждый найдёт в ней что-то важное
для себя. "Маленький принц" - Коран и Библия для взрослых. Моя дочь
проходит это произведение во втором классе, и ей всё понятно. Но сказка
глубокая и ёмкая. С возрастом приходит осознание на другом уровне. Когда
мы работали над "Маленьким принцем", я каждый день обращалась к Сент-Экзюпери.
Его невозможно читать залпом. Две страницы и уже переполняешься, как
будто попила из родника. Он сочетает в себе простоту и возвышенность".
Идея поставить оперу возникла
ещё осенью. Даже не было сомнений, к кому обратиться за помощью в написании
музыки. Конечно, к Владимиру Александровичу Сидорову, члену Союза композиторов
России. С Сарией Малюковой его связывают 10 лет творческой дружбы. Он
сочинял музыку к "Сказке дедушки Скрипа", вместе готовили концертную
программу "Мы с песней неразлучны". "Владимир Александрович - удивительный
человек, - рассказывает Сария, - у него нет амбициозности и гордыни,
то есть всего того, что рушит работу. Он просто творит". Опера была
поставлена в рекордно короткие сроки, за 3 месяца. Было много сложностей
и проблем, но все они решались самым волшебным образом. Всё складывалось
настолько успешно, что у участников невольно появилась мысль об особом
отношении к ним провидения. У Сарии Малюковой 2 хоровые группы - младшая
и старшая. Все участницы занимаются в специальной музыкальной школе
при консерватории. Девочки из старшей группы частично ушли, поступило
много новичков. Она ломала себе голову, как же построить концертную
программу в такой ситуации. Но "Маленький принц" соединил детей. Случилось
то, что называется преемственностью поколений. Первоклассницам просто
повезло. Они наблюдали за старшими и учились от них отношению к делу.
Для того, чтобы связать свою жизнь с музыкой, недостаточно просто её
любить. Нужно ещё знать, что такое труд и ответственность. И малышки
старались, так старались, что в чём-то встали на один уровень со старшими
девочками. И получилась команда. Отношение родителей также сыграло большую
роль в подготовке к опере. Сария Малюкова сразу предупредила их, что
дети будут поставлены в жёсткие условия. Но была возможность получить
бесценный опыт, подняться на новую высоту. Родители поддержали проект.
Девочки репетировали дома под фонограмму минус, ложились и вставали
со сказкой. С репетиций уходили и в 9, и в 12 часов. Но все получали
огромное удовольствие от работы. Им помогала музыка. Очень интересная,
легко запоминающаяся, наполненная смыслом. Сария Малюкова: "Музыка написана
в современных ритмах. Дети тонко чувствуют эту канву. 10 сцен - каждая
из них - музыкальное полотно. Дуэты, монологи, хоровое исполнение. Всё
это органично связано. Музыка естественна, в ней нет фальши и лицемерия".
Большое достоинство оперы - сохранение авторского текста. Ведь если
что-то изменить, могло бы потеряться самое важное. А язык произведения
сам по себе красив, ёмок и музыкален. "Видишь, вон там, в полях зреет
пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чём
мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница
станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…"
19 мая в большом зале консерватории
состоялась премьера. Большая ответственность лежала на исполнительницах
главных ролей. Маленького принца играла Юля Каримова, солистка хора.
У неё очень сложная партия. Юля ведёт много вокальных сцен плюс диалоги,
речитативы, поэтические вставки. Её руководитель очень высокого мнения
о девочке: "Она, безусловно, одарена, голос как чистый родник. К тому
же удивительно воспитанная и скромная девочка. С такими детьми приятно
работать". Даша Ковалёва играет сразу две важные роли - лиса и розы.
На этих персонажах лежит основной смысловой акцент сказки. Но опыт у
девочки есть, её певческий стаж - уже 5 лет. Змея - тоже философски
наполненная роль. "Всякого, кого я коснусь, я возвращаю к земле". Змея
первой встречается Маленькому принцу на Земле, и она же ставит точку
в его путешествии. Эту роль играла выпускница Настя Кожевникова, личность
интересная и неординарная. Ещё одна выпускница, которая участвовала
в опере, - Катя Бахарева. Ей досталась немая роль - Земли. Но она несла
большую смысловую нагрузку. В своих путешествиях по планетам Маленький
принц встретил Делового Человека (Катя Третьякова), короля (Маша Челмакина),
Честолюбца (Нурзиля Ишбердина). Нурзиля выучила свою партию за считанные
репетиции и заменила заболевшую участницу. Есть и ещё одно главное действующее
лицо - сам хор. Он органично включён в события и определяет основную
канву оперы.
Костюмы для юных певиц шила
модельер, художник по костюмам Лия Кинебаева. Казалось бы, для детей
шить просто, лишь бы было нарядно. Больше кружев, рюшечек и цветочков
- вот и готово. Но индивидуальный почерк Лии Кинебаевой хоровой коллектив
уже знал. Ключевое слово, определяющее её творчество, - стильность.
Костюмы неординарные, вызывающие сначала удивление, потом восторг. И
девочки, надев их начинают даже двигаться по-другому. Положение обязывает.
Особенно удачная идея возникла при создании костюма змеи. Изначально
планировалось что-то узкое и длинное. А конечный вариант представлял
собой короткое платье и систему ремешков на руках и ногах. Такое сочетание
современного и оригинального импонирует зрителям. Украшением оперы явилась
хореографическая группа. Она добавила зрелищности и в то же время расставила
смысловые акценты. Ребята из школы №65 и их хореограф Галина Галашенко
были приглашены не случайно. Два творческих коллектива много работали
вместе. И теперь разными выразительными средствами они говорили об одном
- о красоте, добре и любви. "Неведомая гостья, скрытая в стенах своей
зелёной комнатки, всё готовилась, всё прихорашивалась. Она заботливо
подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя
лепестки. Она не желала явиться на свет встрёпанной, точно какой-нибудь
мак. И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись".
И на сцене раскрылась огромная нежная роза из ткани. И звучала музыка,
и танцевали дети. Эта балетная миниатюра была очень красивой. Сария
Малюкова считает, что мелочей в подготовке не существует. Всё соединено
в цепочку, и если одно звено слабое, то это вредит всему делу. Музыка
была записана на аудиокассету, но готовится компакт-диск - хорошее звучание
очень важно. А на репетициях пользовались старым проверенным способом.
Ребятам аккомпанировали концертмейстеры Б. Фурманская и О. Викторова.
Светооформлением и звукорежиссурой занимался Сергей Турков. Ведущий
программы - Олег Богатырёв. Сария Малюкова: "Это просто золотое обрамление
оперы. Его манеры и интеллигентный тембр сразу же создают особое настроение,
подготавливают зрителей". Множество людей напрямую и косвенно принимали
участие в подготовке оперы. А что получается, когда талантливые дети
приобщаются к гениальному произведению, вы можете увидеть сами.
"Если вам случится тут проезжать,
заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если
к вам подойдёт маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет
звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно,
догадаетесь, кто он такой. Тогда - очень прошу вас! - не забудьте утешить
меня в своей печали, скорее напишите мне, что он вернулся…"
Евгения Шевченко
"Магнитогорские новости"
03.06.00
Главная
| Текст по сценам | Фонограмма (mp3) | Фото и рисунки | Пресса
| Об Антуане де Сент-Экзюпери | О
композиторе В. Сидорове | О детском хоре
Сарии Малюковой
English version