Маленький принц: опера-сказка

Русская версия
English version


Авторские права © Владимир Сидоров.
Все права защищены.
Copyright © Vladimir Sidorov.
All rights reserved.
Web-design - Solar
Магнитогорск 1999-2004

Отзывы в прессе

"Маленький принц"

"Жил-был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…" Кто не знает этих магических слов, которые переносят нас в мир говорящих лисов, капризных роз и большой доброты и тайны. Сария Малюкова, педагог и дирижёр Магнитогорской государственной консерватории, давно мечтала поставить со своими ребятами эту сказку. Позади немалый творческий опыт. 25 лет работы с детьми, время подведения итогов. Магнитогорские зрители уже видели много музыкальных сказок, поставленных этим коллективом. "Песенка в лесу", "Друзья в переплёте", "Стойкий оловянный солдатик", "Сказка дедушки Скрипа". Пришло время и для такого серьёзного эксперимента, тем более задумывалась уже не сказка - опера. Ведь Антуана де Сент-Экзюпери ставить и сложно, и ответственно. Рассказывает Сария Малюкова. "Это добрая и удивительно мудрая сказка. Каждый найдёт в ней что-то важное для себя. "Маленький принц" - Коран и Библия для взрослых. Моя дочь проходит это произведение во втором классе, и ей всё понятно. Но сказка глубокая и ёмкая. С возрастом приходит осознание на другом уровне. Когда мы работали над "Маленьким принцем", я каждый день обращалась к Сент-Экзюпери. Его невозможно читать залпом. Две страницы и уже переполняешься, как будто попила из родника. Он сочетает в себе простоту и возвышенность".

Идея поставить оперу возникла ещё осенью. Даже не было сомнений, к кому обратиться за помощью в написании музыки. Конечно, к Владимиру Александровичу Сидорову, члену Союза композиторов России. С Сарией Малюковой его связывают 10 лет творческой дружбы. Он сочинял музыку к "Сказке дедушки Скрипа", вместе готовили концертную программу "Мы с песней неразлучны". "Владимир Александрович - удивительный человек, - рассказывает Сария, - у него нет амбициозности и гордыни, то есть всего того, что рушит работу. Он просто творит". Опера была поставлена в рекордно короткие сроки, за 3 месяца. Было много сложностей и проблем, но все они решались самым волшебным образом. Всё складывалось настолько успешно, что у участников невольно появилась мысль об особом отношении к ним провидения. У Сарии Малюковой 2 хоровые группы - младшая и старшая. Все участницы занимаются в специальной музыкальной школе при консерватории. Девочки из старшей группы частично ушли, поступило много новичков. Она ломала себе голову, как же построить концертную программу в такой ситуации. Но "Маленький принц" соединил детей. Случилось то, что называется преемственностью поколений. Первоклассницам просто повезло. Они наблюдали за старшими и учились от них отношению к делу. Для того, чтобы связать свою жизнь с музыкой, недостаточно просто её любить. Нужно ещё знать, что такое труд и ответственность. И малышки старались, так старались, что в чём-то встали на один уровень со старшими девочками. И получилась команда. Отношение родителей также сыграло большую роль в подготовке к опере. Сария Малюкова сразу предупредила их, что дети будут поставлены в жёсткие условия. Но была возможность получить бесценный опыт, подняться на новую высоту. Родители поддержали проект. Девочки репетировали дома под фонограмму минус, ложились и вставали со сказкой. С репетиций уходили и в 9, и в 12 часов. Но все получали огромное удовольствие от работы. Им помогала музыка. Очень интересная, легко запоминающаяся, наполненная смыслом. Сария Малюкова: "Музыка написана в современных ритмах. Дети тонко чувствуют эту канву. 10 сцен - каждая из них - музыкальное полотно. Дуэты, монологи, хоровое исполнение. Всё это органично связано. Музыка естественна, в ней нет фальши и лицемерия". Большое достоинство оперы - сохранение авторского текста. Ведь если что-то изменить, могло бы потеряться самое важное. А язык произведения сам по себе красив, ёмок и музыкален. "Видишь, вон там, в полях зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чём мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…"

19 мая в большом зале консерватории состоялась премьера. Большая ответственность лежала на исполнительницах главных ролей. Маленького принца играла Юля Каримова, солистка хора. У неё очень сложная партия. Юля ведёт много вокальных сцен плюс диалоги, речитативы, поэтические вставки. Её руководитель очень высокого мнения о девочке: "Она, безусловно, одарена, голос как чистый родник. К тому же удивительно воспитанная и скромная девочка. С такими детьми приятно работать". Даша Ковалёва играет сразу две важные роли - лиса и розы. На этих персонажах лежит основной смысловой акцент сказки. Но опыт у девочки есть, её певческий стаж - уже 5 лет. Змея - тоже философски наполненная роль. "Всякого, кого я коснусь, я возвращаю к земле". Змея первой встречается Маленькому принцу на Земле, и она же ставит точку в его путешествии. Эту роль играла выпускница Настя Кожевникова, личность интересная и неординарная. Ещё одна выпускница, которая участвовала в опере, - Катя Бахарева. Ей досталась немая роль - Земли. Но она несла большую смысловую нагрузку. В своих путешествиях по планетам Маленький принц встретил Делового Человека (Катя Третьякова), короля (Маша Челмакина), Честолюбца (Нурзиля Ишбердина). Нурзиля выучила свою партию за считанные репетиции и заменила заболевшую участницу. Есть и ещё одно главное действующее лицо - сам хор. Он органично включён в события и определяет основную канву оперы.

Костюмы для юных певиц шила модельер, художник по костюмам Лия Кинебаева. Казалось бы, для детей шить просто, лишь бы было нарядно. Больше кружев, рюшечек и цветочков - вот и готово. Но индивидуальный почерк Лии Кинебаевой хоровой коллектив уже знал. Ключевое слово, определяющее её творчество, - стильность. Костюмы неординарные, вызывающие сначала удивление, потом восторг. И девочки, надев их начинают даже двигаться по-другому. Положение обязывает. Особенно удачная идея возникла при создании костюма змеи. Изначально планировалось что-то узкое и длинное. А конечный вариант представлял собой короткое платье и систему ремешков на руках и ногах. Такое сочетание современного и оригинального импонирует зрителям. Украшением оперы явилась хореографическая группа. Она добавила зрелищности и в то же время расставила смысловые акценты. Ребята из школы №65 и их хореограф Галина Галашенко были приглашены не случайно. Два творческих коллектива много работали вместе. И теперь разными выразительными средствами они говорили об одном - о красоте, добре и любви. "Неведомая гостья, скрытая в стенах своей зелёной комнатки, всё готовилась, всё прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрёпанной, точно какой-нибудь мак. И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись". И на сцене раскрылась огромная нежная роза из ткани. И звучала музыка, и танцевали дети. Эта балетная миниатюра была очень красивой. Сария Малюкова считает, что мелочей в подготовке не существует. Всё соединено в цепочку, и если одно звено слабое, то это вредит всему делу. Музыка была записана на аудиокассету, но готовится компакт-диск - хорошее звучание очень важно. А на репетициях пользовались старым проверенным способом. Ребятам аккомпанировали концертмейстеры Б. Фурманская и О. Викторова. Светооформлением и звукорежиссурой занимался Сергей Турков. Ведущий программы - Олег Богатырёв. Сария Малюкова: "Это просто золотое обрамление оперы. Его манеры и интеллигентный тембр сразу же создают особое настроение, подготавливают зрителей". Множество людей напрямую и косвенно принимали участие в подготовке оперы. А что получается, когда талантливые дети приобщаются к гениальному произведению, вы можете увидеть сами.

"Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если к вам подойдёт маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда - очень прошу вас! - не забудьте утешить меня в своей печали, скорее напишите мне, что он вернулся…"

Евгения Шевченко
"Магнитогорские новости"
03.06.00

Главная | Текст по сценам | Фонограмма (mp3) | Фото и рисунки | Пресса | Об Антуане де Сент-Экзюпери | О композиторе В. Сидорове | О детском хоре Сарии Малюковой
English version

Используются технологии uCoz